Трансформация мировой экономики под действием шоков 2021-2023 гг. Шоки пандемии COVID-19 и выхода из нее, а также вооруженный конфликт на Украине кардинально меняют международный экономический ландшафт. Меняются складывавшиеся в предыдущие десятилетия конкурентные преимущества ведущих государств и характер взаимоотношений между ними; трансформируются (а в отдельных сферах останавливаются) процессы глобализации; возвращается эпоха высокой инфляции в развитом мире; расширяется охват долгового кризиса; все новые угрозы стоят перед финансовой стабильностью; цифровые технологии и зеленая трансформация меняют ключевые отрасли экономики; критических значений достигает неравенство внутри ведущих стран; человечество ищет возможности достижения Целей устойчивого развития и ответы на климатический кризис. Направление этих трансформационных процессов – один из основных объектов исследований на ближайшие годы.
Избранные публикации: 1) Бобылев С. Н., Голяшев А. В., Григорьев Л. М., Гурвич Е. Т., Иванов С. Ф., Иващенко А. С., Кашин В. Б., Макаров И. А., Макарова Е. А., Павлюшина В. А., Подругина А. В., Салихов М. Р., Синявская О. В., Табах А. В., Тютюрюков В. Н., Чулок А. А. Мировая экономика в период больших потрясений / Под общ. ред.: Л. М. Григорьев, А. А. Курдин, И. А. Макаров. М. : ИНФРА-М, 2022. 2) Макаров И. А. Таксономия торговых барьеров: пять типов протекционизма // Современная мировая экономика. 2023. Т. 1. № 1. С. 74–94.
Выбросы парниковых газов по потреблению vs по производству Текущий международный климатический режим основан на учете выбросов, осуществляемых на территории страны, или выбросов от производства. В результате страны могут обеспечивать свою углеродонейтральность, замещая собственные углеродоемкие производства импортом соответствующей продукции из-за рубежа. Подсчёт выбросов от потребления, напротив, учитывает выбросы, возникающие при производстве товаров, потребляемых в данной стране, где бы территориально они ни осуществлялись. Такой подсчет имеет большое значение, так как стимулирует диалог между экспортерами и импортерами углеродоемкой продукции, открывает новые направления декарбонизации и позволяет лучше связать решение климатической проблемы с решением других проблем устойчивого развития, в частности проблем бедности и неравенства.
Глобальная декарбонизация и ее воздействие на Россию Россия – страна, зависящая от экспорта углеводородов и углеродоемкой продукции, а значит – уязвимая к мерам климатической политики, предпринимаемым ее торговыми партнерами. Эти меры могут как снижать спрос на продукцию российской экспортной специализации, так и создавать новые барьеры для входа на рынок, с которыми будут сталкиваться российские экспортеры. Мониторинг мер климатической политики стран-партнеров, а также оценка их воздействия на российский экспорт и ВВП – важнейшая теоретическая и практическая задача.
См. базу данных климатической политики стран БРИКС BRICSClimate
Специфика углеродного регулирования в странах-экспортерах ископаемого топлива По сравнению со странами, импортирующими ископаемое топливо, страны-экспортеры углеводородов имеют гораздо меньше стимулов реализовывать климатическую политику в стандартных формах, в частности, в форме цены на углерод. Здесь необходимы иные подходы к климатической политике, соответствующие их структуре экономике. Такие подходы включают подсчет выбросов не только от производства, но и от потребления, имплицитную цену на углерод и налоговые маневры в энергетике, широкое использование оффсетов. Определение таких подходов и поиск возможностей для сотрудничества между странами-экспортерами углеводородов – важная исследовательская задача.
Воздействие изменения климата на российские регионы Изменение климата оказывает на Россию огромное влияние, которое однако распределено неравномерно по ее обширной территории. Разные регионы страны сталкиваются с разными типами климатических рисков. В контексте разработки программ адаптации большое значение имеет приоритизация ее направлений в пространственном измерении: составление карты рисков, рейтингование регионов по необходимости адаптации к тем или иным климатическим опасностям.
Климатическое сотрудничество в странах БРИКС Страны БРИКС – ключ к решению глобальной климатической проблемы. Это не просто крупнейшие эмитенты парниковых газов, но и первые страны, стремящиеся перейти от низких к средним и высоким душевым доходам в мире эпохи глобального климатического кризиса. Если они будут осуществлять этот переход, дублируя модели роста и паттерны потребления Западных стран, мир на всех парах столкнется с климатической катастрофой. Если выработают альтернативные эффективные модели экономического развития, то именно эти модели станут образцом для других государств глобального Юга. Именно поэтому критически важно, чтобы БРИКС как объединение использовалось как площадка для формирования общего видения климатической угрозы и единого подхода к тому, как должен осуществляться глобальный переход к низкоуглеродному развитию.
См. базу данных климатической политики стран БРИКС BRICSClimate
Критические металлы и минералы Многие виды технологий, необходимых для зеленой трансформации мировой экономики (включая электромобили, а также оборудование для ветровой и солнечной энергетики) требуют большого количества металлов: медь, никеля, кобальта, лития, редкоземельных металлов и др. Запасы многих из них крайне неравномерно распределены, а еще более неравномерно распределены перерабатывающие мощности. Это делает критические металлы и минералы новым стратегическим сырьем, но одновременно и важным ограничителем зеленого развития.
Поворот России на Восток Задача поворота России на Восток была поставлена в начале 2010-х гг. Отдельные успехи в ее решении были достигнуты, но в течение долгого времени не удавалось преодолеть инерцию политических элит, а также материальные, регуляторные и инфраструктурные ограничения. Санкции 2014 г. и особенно полномасштабная конфронтация России с Западом, начавшаяся в 2022 г., сделали поворот России на Восток вынужденным и неизбежным. Тем не менее, модели и развития Сибири и Дальнего Востока, и выстраивания экономических отношений России с азиатскими странами (как в двусторонних форматах, так и в рамках институтов Большой Евразии) еще предстоит выработать.